Арьябала

Авалокитешвара – «Владыка, взирающий» или Арьябала. Это бурятское название божества Арьяа – бодхисаттвы, воплощения бесконечного сострадания всех Будд. Его святейшество Далай-Лама XIV считается земным воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары.

Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары – шестисложная мантра Ом мани бадме хум.
Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей.

Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами, в таком виде Великий Сострадающий стал очень мощным.

В соответствии с доктриной Махаяны, Авалокитешвара является бодхисаттвой, давшим великий обет выслушать молитвы всех существ, обладающих природой Будды, обратившихся к нему в часы страданий, и отказаться от собственной сущности Будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть нирваны.

Открытие статуи 13 июля 2022 года

Фоторепортаж

Видеорепортаж

Статьи из газет

Фотольбом

История

Почему статуя будет установлена в  Санаге?

Многие задаются вопросом, почему именно Санага выбрана местом установки грандиозной статуи одного из самых почитаемых в буддизме бодхисаттв Арьябалы?

XXIV Пандидо-Хамбо лама Дамба Аюшеев, глава традиционной буддийской Сангхи России, при определении места для возведения статуи одного из самых почитаемых в буддизме бодхисаттв Арьябалы,  указал на склон горы Улаан-Зураа долины Мүнгэн добуун. Это место святой невидимой нитью связано с Эргэ-Бүргэ, колыбелью распространения  учения Будды по России первым Пандидо-Хамбо ламой Дамба-Даржа Заяевым. В свое время, отмечая избранность этой земли, Первый Пандидо Хамба лама Дамба-Даржа Заяев Санагу называл «Диваажинай орон» – местом  земного рая. Действительно, в окрестностях санагинской долины на протяжении сотен лет наблюдается множество  чудодейственных проявлений.

Һубарган уула, даруя детей и семейное благополучие, благоволит женщинам и молодым девушкам.

Целебный источник Болхойн аршаан исцеляет  от многих недугов, укрепляет иммунитет и прибавляет силы.

Многие теперь едут издалека, чтобы увидеть и поклониться чудодейственной силе божества Сагаан Замбала, символу  богатства и процветания. Сагаан Замбала помогает людям мудро распределять ценности, материальный достаток, освобождая их, таким образом, от забот и страхов.

В местности Баруун-Yндэр бездетные поклоняются Эхын умай (чрево матери),  которая помогает бездетным семьям обрести потомство.

Завораживающее зрелище можно наблюдать на озере Дасанай Ехэ нуур. С недавних пор это место облюбовали лебеди, грациозные и величественные птицы, олицетворяющие возрождение, чистоту, благородство и мудрость. Прилетев ранней весной, они гнездятся здесь до глубокой осени. С каждым годом их поголовье становится больше. Согласно народной примете, лебеди селятся там, где тишина и спокойствие на многие годы. 

Мүнгэн добуун – территория Санагинского дацана, хранит множество тайн и загадок, разгадать которые еще предстоит и в будущем. 

Свидетельством особого благоволения неба к санагинской земле является и то, что еще в далеком 1926 году на вершине горы Генин-Чембо (Дасанай хойто уула) произошло событие, важность которого неоценимо до сих пор. Досточтимый Нимбу hаарамба, известный сегодня во всем буддийском мире, пребывая тогда на родине, вместе с Ганжарбын гэгээн и Дармаа Лочо hаарамба провели посвящение Калачакры – «Дуйнхор Ван», сложнейшую практику, считающуюся вершиной буддийского мировоззрения. Это величайшее буддийское таинство имеют право проводить только избранные. Нимбу hаарамба считался великим знатоком тантры. Сегодня проводить  «Дуйнхор Ван» имеют право всего 3-4 человека в мире и только по благословению Далай-ламы.

Значение «Дуйнхор Ван» направлено на духовную устремленность людей, мир и единение, прославление ценности самосовершенствования. После проведения такого посвящения, на ближайшие 100 лет все живое вокруг этой земли считается очищенным и освященным.

В  знак почитания  данного исторического события на склоне горы Генин-Чембо в 2008 году был возведен самый высокий в Бурятии красивейший  Дуйнхор субурган.

По историческим данным расцвет буддизма на санагинских землях связывают с именем досточтимого Хоршид гэгээна. Во время своего пребывания (1800-е годы) он сочинил религиозно-ритуальную оду «Солчит» («Хвалебная ода хаанам пяти гор Санаги»). В названном «Солчите» Хоршид гэгээн дал духам – хозяевам гор Санаги названия, которые бытуют и сегодня.

Для возведения дацана, согласно буддийским канонам, было указано место Мүнгэн добуун на родовых землях богача Таарасхая, в долине Номтогол. Этому предшествовали такие отличительные от других мест признаки как то, что это место окружено пятью священными горами, защитниками и хранителями мира, покоя местности.

В реку Сэхир – главную водную артерию долины, впадают чистейшие воды  девяти горных  ручьев. Все богатства, которые они несут, задерживает Баатар хан и дарует жителям санагинской долины.

На правой стороне местности Мүнгэн добуун располагается  озеро, которое сейчас известно как Дасанай Ехэ нуур. Большое значение имело и то, что население санагинской долины еще с  древнейших времен бережно хранило и почитало священную сутру «Жаадамба». Зурхайши тогда указали, что это то место, где люди готовы и могут принять и понять учение Будды. Ведь даже происхождение названия местности «Санага», согласно буддийским  канонам, рассматривается как «намоленная, очищенная мантрами земля». Слово «сан» означает «очищение» (арюудхаха), а слово «ага» – «мантра» (тарни).

Таким образом, с начала XVIII века свою историю начал один из старейших  буддийских храмов России – Санага-Булагский Даша-Пунцоглин дацан. В верхнем приходе Бурятии Даша-Пунцоглин дацан входил в число семи левобережных храмов Бурятии и считался вторым крупным после Тамчинского дацана. Сегодня Даша-Пунцоглин дацан известен всем как Санагинский дацан.  Первый деревянный дуган освящен в 1825 году. Позже, в 1828 году, был построен большой белокаменный трехэтажный Согчин дуган, который в народе прозвали Сагаан дасан (Белый дацан). В последующие годы дацан стремительно развивался, вокруг главного дугана были возведены Чойрын, Дуйнхор, Дончит, Диваажин дуганы, при которых обучали хубараков и проводили хуралы.

В разные периоды в дацане религиозную службу несли 900-920 священнослужителей. Ламы проходили подготовку и получали духовную степень гэбши и габжа.  Более талантливые продолжали обучение в Монголии, Тибете, Индии, где им присваивались  высшие духовные  степени.

Лама Нимбу Гунзенов учился более 10 лет в Баруун-чжу, где получил ученую степень hаарамбы. В истории буддизма он стал первым бурятом, получившим такое высокое звание. После него такого же звания достиг Дэмбүү  hаарамба, который остался жить в Тибете. Этим же званием наделен и Юсэдэйн  hаарамба.

В деятельности дацана видное место занимала лечебно-медицинская практика. Послушники, проходившие курс тибетской медицины в дацанских школах, становились  эмчи-ламами. Сегодня известны имена таких эмчи как Шоёной Ламажаб аграмба, Лубсан и Шойдон Бабуевы, Тогмидой Вандан, Дашанимын Дамдин и целая плеяда талантливых лекарей-маарамб из рода Дүжэрэйтэн. Характер болезни они определяли  по пульсобиению,  лечение проводили с помощью  различных методов. В своей практике использовали лекарства как растительного – тан, так и тун – животного происхождения. Препараты изготавливали сами же в Мамба-дугане. Эмчи-ламы не только лечили, но и искусно оперировали, удаляли опухоли.

Ламы, окончившие школу астрологов, становились зурхайши. Среди них наиболее известен зурхайши-лама Лубсан-Яндаг Банзаракцаев. За три года до начала репрессий он уже предвидел гонения на религию. Тогда он изучил и вычислил личную астрологию более 500 лам Санагинского дацана. Тем самым он спас жизни многих молодых лам, успев отправить их домой. Лубсан-Яндаг лама в точности предсказал как разрушение дацана, так и его восстановление, и дальнейшее развитие.   

При дацане проводились мистерии Цам – ритуальные танцы. В библиотеках хранились священные тексты, которые печатались здесь же. Издавались произведения устного народного творчества, исторические хроники, родословные записи. Ламы, которые заканчивали обучение в больших монастырях Монголии и Тибета, привозили с собой священные сутры и ценные статуэтки. Дацан имел бесценные богатства — предметы, одежда, атрибуты религиозного культа, составлявшие памятник старины бурятского народа.

В Мааниин дугане была установлена большая позолоченная бронзовая статуя бодхисаттвы Арьябалы. На  пожертвование  богача Ошорой Тубаан  из села Утата местные и китайские мастера  возвели Джарун-Хашор субурган. Для возведения этого субургана Ошорой Тубаан перегнал в город Иркутск собственный скот.  Он сдал 120 голов крупного рогатого скота – волов. Живой вес каждого составлял более 700 кг.  Если считать по нынешним меркам, то на возведение субургана им было пожертвовано более 10 млн. руб. Когда религия была объявлена опиумом для народа, было сфабриковано так называемое «санагинское дело».

В январе 1930 года началась широкая кампания против духовенства этого дацана. Было возбуждено уголовное дело на 100 человек, из которых осуждено 74. Прежде всего, арестовывали самых просвещенных лам, которые имели огромное влияние и авторитет среди населения.  Их обвиняли в антигосударственной деятельности, в шпионаже. Этапом отправляли в Иркутскую, Верхнеудинскую, Кяхтинскую тюрьмы. Ламы, избежавшие расстрела и чудом оставшиеся в живых, в невыносимых условиях погибали в лагерях ГУЛАГа, в Красноярском крае, на Колыме, на строительстве Беломорканала, о чем до сих пор говорят: «Хоёр далай холболгын ехэ барилгада хосороо». Оставшихся на родине лам привлекали к принудительным работам. В тяжелейших условиях они строили дороги и мосты: Санага – Цаган-Морин, Далахай – Сонгино, Удалха – Темник, Санага – Цакир. Из дацана были вывезены все ценности, многое предали огню. Лишь малая частица попала в музеи и хранилища. Здания были разобраны и перевезены, а главный храм – Согчин дуган был взорван.

В начале 90-х годов началось движение по восстановлению дацана. Согласно предсказанию Дүжэрэй ноёна, дацан был восстановлен «усилием человека, родившегося единственным ребенком в семье» спустя 60 лет. Этим человеком явился Ринчин Дулмаевич Зундуев, который впоследствии стал первым настоятелем восстановленного дацана.

Таким образом, в августе 1991 года состоялось освящение Санагинского дацана, возрожденного первым из числа всех разрушенных дацанов Бурятии.

В августе 2018 года освящен новый Согчин дуган – главный храм, построенный по раннему проекту.

Санага

Сегодня Санага – одно из самых крупных бурятских сел не только Закаменского района, но и  Республики Бурятия. Расположено на левом берегу реки Сэхир (Цакирка) в 78 км. к северо-западу от города Закаменск. В непосредственной близости от села (с западной стороны – 32 км., с юго-западной – 22 км.) проходит государственная граница с Монголией. Расстояние от Санаги до города Улан-Удэ по автомобильной дороге составляет около 500 километров.

Происхождение названия села имеет несколько версий. По одной из них – Чингисхан, великий полководец, основатель Монгольской империи, проезжая по санагинской долине, оставил здесь ковш. Второе: сайн нуга – благодатная долина. Третье: саадын гол – отдаленный край. По документам еще в 1912 году Кяхтинское отделение Русского географического общества во время экспедиции по руслу реки Джида, дойдя до Ключевского казачьего караула, в своих заметках отметили её как дальнее селение «Цанага».

Существует ещё одна версия о происхождении названия села, связанная с эвенкийским толкованием как «Санага» – «горы, покрытые снегом».

С далеких времен Санага известна как богатая долина с обширными пастбищами, чистыми полноводными реками, а ее недра богаты кладовыми золота, серебра, платины, нефрита и других полезных ископаемых. Высокие заснеженные горы,  густые таежные дебри, сказочно красивые поля всех цветов радуги поражают взор своей первозданной красотой и оставляют неизгладимые впечатления.

С пяти сторон долину окружают священные горы Баатар хаан, Хаан Хурмаста, Ринчин хаан, Генин-Чембо, Һубарган уула, даруя защиту, мир и благоденствие. Баатар хаан является заступником военнослужащих, оберегает от возможных неприятностей, укрепляет дух, придает храбрость и уверенность. Хаан Хурмаста – владыка грозы и молнии, оберегает село от града, засухи и наводнений. Ринчин хаан (Буха-Ноён баабай) покровительствует плодовитости крупного рогатого скота и дарует изобилие. Генин-Чембо уула является покровителем учения, Һубарган уула – благоволит женщинам и детям, дарует здоровье.

Овеянный легендами и преданиями глубокой старины, уникальный памятник природы – гора Уран Дүшэ с окружающим ее природным комплексом по праву  считается одним из величайших чудес всей Бурятии. Существует легенда о том, что хозяевами Уран Дүшэ являются 99 небесных дарханов, которые через каждые 9 дней спускаются на эту гору и занимаются кузнечным делом. Только избранным людям они передают секреты своего мастерства. И поэтому, наверное, Санага славится своими мастерами-дарханами, известными по всей стране, самобытными народными талантами – учеными, поэтами, певцами.

Юрий Ендонович Мандаганов

Мандаганов Юрий Ендонович родился в 6 сентября 1947 г. в г. Закаменске Бурятской АССР.

С 1958-1964 гг. — занимался в художественной студии г. Закаменск.

С 1964-1968 гг. — учился в Иркутском художественном училище.

С 1970-1974 гг. — учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское).

С 1995-2001 гг. — председатель Союза художников Бурятии.

Автор работ: интерьеры и экстерьеры фасада кафе «Юность» в пос. Ильинка Бурятской АССР (1973), витраж «Юность» для учебного корпуса Восточно-Сибирского технологического института (1980, Улан-Удэ), витраж «Город и горы» для зимнего сада Дворца пионеров (1981, Улан-Удэ), «Гармония» (1994), «Созерцание» (1997), флорентийская мозаика «Воин» (2006).

Произведения находятся в Художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в Агинском краеведческом музее, в фондах «Росизопропаганда» ( Москва), в Министерстве культуры России, в Музее Н.А. Фешина (США), в частных коллекциях.

Участник региональных, российских и зарубежных выставок с 1969 г.

2000 г. — Выставка «Республика Корея-Бурятия», Улан-Удэ

2000 г. — Всероссийская выставка «Имени твоему», Москва

2001 г. — Всероссийская выставка монументального искусства, Челябинск

2003 г. — IX региональная выставка «Дальний Восток», Хабаровск

2005 г. — Международная выставка «Центр Земли», Иркутск

2008 г. — Всероссийская выставка «Отечество», ЦДХ, Москва

2008 г. — «Москва город мира», музей «Бородинская панорама», Москва

2008 г. — Групповая выставка «Гравитация», ЦДХ, Москва

2008 г. — «2-ой международный фестиваль искусств», Манеж, Москва

2008 г. — Международная выставка современной мозаики, Москва

2012 г. — Всероссийская выставка монументального искусства, Москва

2016 г. — Международная выставка, галерея»UB», Улан-Батор

Персональные выставки:

2000 г. — Галерея «Rex my gallery», Сиэтл (США)

2001 г. — Галерея «Nomad», Таос,Нью-Мексико (США) (совместно с сыном Чингисом)

2002 г. — Галерея «Miner Gallery «Порт-Таузенд, Вашингтон (США) (совместно с сыном Чингисом)

2005 г. — Музей истории Бурятии им. М. Н.Хангалова, Улан-Удэ

2005 г. — Краеведческий музей им. Г. Цыбикова,Агинск, Забайкальский край

2005 г. — Галерея «Классик» Союза художников, Иркутск

2005 г. — Выставка в Политехническом университете, Иркутск

2005 г. — Центральный Дом художника, Москва

2006 г. — Галерея «Les Oreades» ЦДХ,Москва 

2006-2007 гг. — Отель «Марко Поло Пресня»,г. Москва

2007 г. — Государственный музей Востока, Москва

2007 г. — Российская академия художеств, Москва

2007 г. — Московский Дом национальностей, Москва

2009 г. — Областной художественный музей им. В. П.Сукачева, Иркутск

2009 г. — Областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск

2009 г. — Государственный художественный музей, Новосибирск

2010 г. — Дом художника, Томск

2010 г. — Городской музей, Гусиноозерск

2010 г. — Областной художественный музей, Чита

2011 г. — Галерея «Татьяна», Улан-Удэ

2012 г. — РАХ, выставочные залы Московского академического лицея

2014 г. — Музей Сангхи России, Иволгинский дацан

2015 г. — «Государственная галерея искусств Монголии», Улан-Батор

2016 г. — «Саммит АСЕМ — 2016»,Улан-Батор

2017 г. — Республиканский художественный музей им.Ц. Сампилова «Избранное», Улан-Удэ

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее Востока (Москва), Московском музее современного искусства, музее-институте им. Н. Фешина (США, Таос), в фондах «Росизопропаганда», Министерстве культуры России, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Новосибирском художественном музее, Читинском областном художественном музее, художественном музее им. Ц. Сампилова, Окружном краеведческом музее им. Цыбикова (Агинск), галерее «Les Oreades» ЦДХ (Москва) и в частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Монголии, Республике Корея и др. А также в коллекциях Владимира Путина, Сергея Миронова, Германа Грефа, Алексея Кудрина, Олега Дерипаски, главы российского императорского дома Марии Романовой, Роберта Турмана, экс-главы Монголии Элбэгдоржа и многих других.

Ю.Е. Мандаганов является членом Союза художников России, удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Заслуженный художник России», имеет благодарность Российской академии художеств. Лауреат Государственной премии Бурятии, в 2012 и 2016 годах награжден Золотой медалью союза художников России, медалью «И. И. Шувалова» Российской академии художеств.

В 2019 году Юрий Ендонович награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, он по праву стал Почетным академиком Российской академии художеств.

О жизни и творчестве Ю.Е. Мандаганова можно узнать, пройдя по ссылке: https:/www/facebook.com/profile.php?id=100009921281101

Строительные работы

Прежде чем приступить к работам, Ю.Е. Мандаганов в своей мастерской проделал огромную работу,  высчитывая точные габариты будущего монумента, расход материалов, их состав и другие важные моменты. 

В мае 2018 года началось строительство статуи. Небольшая команда рабочих под руководством Ю.Е. Мандаганова начала строительство макета из арматуры. Были проведены точные расчеты командой Ю.Е. Мандаганова. Сам мастер делал макет статуи в нескольких ракурсах. Габаритные размеры статуи требовали особых условий и  подходящего места. Строительные работы велись частично в мастерской  автора Юрия Ендоновича Мандаганова и на частной территории по адресу Иволгинский район, Нурселение, ул. Батожабая, 6. 

Благотворительный фонд «Нэгэдэл»

Благотворительный фонд «Нэгэдэл» создан в 2016 году.

Учредители фонда: Будаев Солбон Дмитриевич, Шагдуров Доржо Павлович, Дылгирова Аюна Санжижаповна, Цынгенова Цыпилма Владиславовна, Тарбаева Эржена Геннадьевна

Председатель правления   — Будаев Солбон Дмитриевич

Бухгалтер – Тарбаева Эржена Геннадьевна

Фандрайзер — Ардаева Лариса Николаевна

ГИМН «НЭГЭДЭЛ»

Слова: Сэсэгмы  Гармаевой

Музыка: Светланы Санжитовой

1. Үргэн түрэл Буряадаа    

Үдэр бүри магтаял,    

Зохид энэ наһандаа    

Зондоо туһа хүргэел.

Припев: Зула шэнги бадарhан

Зоной найдал болоhон Залиршагүй НЭГЭДЭЛ — 2 раза

2. Түби дэлхэйн уудамда    

Түрэл һайхан тоонтодоо    

Хүн бүхэнэй анхарал    

Хүсэд татааш, «Нэгэдэл»

Припев: Зула шэнги бадарhан

Зоной найдал болоhон

Залиршагүй НЭГЭДЭЛ — 2 раза

3. Наһан залуу байхадаа     

Нютагтаа туһатай ябаял,    

Һайхан энэ хаһадаа    

Һүрэ һүлдыень үргэел.

Припев: Зула шэнги бадарhан

Зоной найдал болоhон Залиршагүй НЭГЭДЭЛ — 2 раза

Творить добро в единстве

В современном мире есть тысячи благотворительных организаций, работающих в разных направлениях. Фонд «Нэгэдэл» — один из многих в Республике Бурятия, кто занимается благотворительностью. Фонд работает не так давно, но сегодня он уже уверенно заявил о себе. 

С чего все началось? Четыре года назад, в 2016 году, в силу сложившихся обстоятельств,  решение вопросов которого требовало участия всего народа, было принято решение о создании некоммерческой организации, какого-то общества, что помогло бы продвинуть  глобальный проект. Ведь в 2015 году сам Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев подал идею строительства грандиозного монумента ботхисаттвы Арьябала и его установки в селе Санага.

Оставалось только претворить в жизнь данную инициативу. Тогда ребята-санагинцы, собрав вокруг себя единомышленников, решились на организацию Благотворительного фонда. Своему детищу дали звучное и в то же время очень содержательное название «Нэгэдэл», которое означает единение.

И не ошиблись, сегодня «Нэгэдэл» объединил  и молодежь, и преклонную мудрость, простой народ и власть имущих, духовенство и бизнес-сообщество.

В начале своего пути «Нэгэдэл» внес значительный вклад в завершение строительства Цогчен дугана Санагинского дацана, получив тем самым благословение сахюсанов дацана на благополучный рост и развитие.

Свою силу и сплоченность команда впервые испытала при организации благотворительного концерта в дни празднования «Сагаалгана — 2016». После, в партнерстве с администрацией района и «Санагинским» сельским поселением, организовали межрегиональный турнир по hэер шаалган на призы земляка, чемпиона «Наадам — Сурхарбана — 2017» Дениса Доноева.

Далее, продвигая основную идею – строительство монумента Арьябалы, «Нэгэдэл» начал  активную работу по решению различных вопросов. Переговоры вели со всеми, кто мог бы поддержать это дело.  Распространили информацию в социальных сетях, рассказывали о фонде,  о начале работ по созданию монумента,  о проекте по созданию религиозного парка в селе Санага,  о самом монументе.

Писали письма поддержки бизнесменам, состоятельным землякам, руководителям организаций и учреждений района, республики, всем ведомствам, главам районов Республики Бурятия. После широкого анонса откликнулся народ, простое население нашего района, республики, независимо от того, являются ли они уроженцами села Санага. Буквально за несколько месяцев было собрано более 600 тысячи  рублей. Деньги присылали со всех концов мира. Вкладывались и сами учредители фонда, внося свой вклад в общее дело.

Так началась работа по воплощению грандиозного проекта во благо всех верующих, во благо родной Закамны, ведь в будущем вокруг статуи божества будет организован современный парк  религиозного туризма.  

Начав работу, «Нэгэдэлу», помимо финансовых вопросов, предстояло решить немало организационных, технических, хозяйственно-бытовых проблем. Как и в любом деле, что-то решалось легко и быстро, что-то казалось проблематичным, но все удавалось.

Не зря Юрий Ендонович Мандаганов, человек, вложивший в эту работу все свое умение, мастерство и душу, говорит «бурханаймнай харалтаар, туhаар хуу юумэн зүб бүтэнэ».    

Тем не менее, даже простому обывателю должно быть понятно, что такой масштабный проект требует огромных вложений. Чтобы помочь мастерам без остановки продолжить начатые работы, «Нэгэдэл» инициировал благотворительный марафон.

В 2018 году, при тесной поддержке администрации района и закаменского землячества «Горная Закамна», фондом проведено два больших марафона, где было собрано 2 200 тыс. рублей. Поддерживая свою идею, XXIV Пандито Хамбо-лама  Дамба Аюшеев постоянно оказывает материальную и моральную помощь.

В 2019 году выделил из фонда традиционной Сангхи России 1 млн. рублей. 

В целях продвижения проекта фонд активно взаимодействует со СМИ, предоставляет материалы для информационных выпусков, проводит встречи и съемки. При помощи социальных сетей команда постоянно информирует население о деятельности фонда. Публикует список жертвователей, размещает отчет о распределении средств, систематически освещает этапы проделанных работ по созданию монумента.  Вся эта работа, конечно же, приносит свои плоды. Сегодня большое количество незнакомых людей поддерживают работу фонда. На счет поступают  пожертвования от наших земляков из Москвы,  Санкт-Петербурга, Кореи, Калмыкии, Молдовы,  Кыргызстана, из разных штатов США.  Сопровождением приходят СМС-сообщения с добрыми пожеланиями и напутствиями. Многие, понимая важность миссии, вносят пожертвования целыми родами, семьями, тем самым открывая дорогу потомкам и обретая благодетель. Выпускники Санагинской школы также показывают пример, передавая в счет фонда значительные суммы. Отрадно и то, что земляки, проживающие в других районах, в курсе событий малой родины. В эти дни Хоринское закаменское землячество оказало финансовую помощь для перевозки статуи.

Для фонда очень важно и то, что местные предприниматели не остаются в стороне. Каждый из них вносит свой вклад: магазины «Сагаан Дали» (Будожапов Г.Г., Данилова О. Б.), «Санага» (Жалсанова И.В.), «Хэшэг» (Нохоровы Д.Д. и В.Б.), «Жаргал» (Мандаганова Э. С., Цыренов Ю. В.), «Баяр» Цыбеновы Б.С. и А. Н.), «Надежда» (Мархаева О. Ю.).

Крупные коммерческие организации Бурятии поддерживают работу фонда, придавая уверенность его деятельности. Это ООО «МагистральСпец» (Батуев Э.И.), ООО «БестПлюс» (Байминов В.Н.), ТК «Смит» (Доржиев Г.Ю.), ТГ «Абсолют» (Шагдарова И.В.), ИП Бальчугов А.И., АО «Закаменск» (Замбалаев В.А.), Медицинский центр «Диамед» (Дориева В.Б.), ООО «Закаменск-Лес» (Жигжитов О.Д.).  

За прошедшее время материальную помощь на возведение статуи оказало очень много людей. Как бы не хотелось, в этой маленькой статье невозможно перечислить всех. Нескончаемый список  наших благотворителей с искренними словами благодарности систематически публикуется в социальных сетях, в Viber группах сел, на страницах ВКонтакте и Инстаграм. Полный список хранится в архиве фонда. При установке статуи этот список будет заложен в основание вместе с другими обязательными элементами ритуала.

Продвигая деятельность фонда как благотворительной организации, «Нэгэдэл» развивается дальше. Сегодня фонд эффективно развивает свою социальную направленность. Так фонд постоянно оказывает содействие талантливым детям в возможности участия в выездных конкурсах и фестивалях. Только за 2019-2020 гг. направлено более  30000 рублей для участия детей в федеральных и республиканских конкурсах.  

На 80000 рублей оказана материальная помощь жителям района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 2020 году фонд в числе первых откликнулся на помощь погорельцам из сел Ёнгорбой и Мыла. Также немало средств вложено в облагораживание обрядовых мест (обоо) в селе Санага.

Сегодня на средства фонда завершается строительство дугана божества Сагаан Замбала на территории будущего парка. В ситуации, когда наше общество находилось в растерянности от распространения вируса Covid-19,  активисты фонда сшили и передали более 600 масок для детей Детской больницы г. Улан-Удэ, подопечных ООО «Горный воздух» и жителей города Закаменска.  

Не останавливаясь на достигнутом, «Нэгэдэл» активное участие принимает в грантовых конкурсах. Члены фонда эффективно  занимаются проектной деятельностью, продвигая социально-значимые мероприятия. Уже реализован проект «Игры предков в наследство потомкам» (проектант Алдар Норбоев), поддержанный Министерством спорта Республики Бурятия, в рамках которого проведен красочный турнир по hэер шаалган и шагай наадан, перешедший в международный турнир.

Сегодня команда фонда работает над проектом «Эхэ эсэгын залиршагүй гуламта» (проектанты Цыпилма Цынгуева, Эржена Будаева, Арюна Бальжурова). Проект финансируется   Комитетом по развитию межэтнических отношений Правительства Республики Бурятия.  В рамках данного проекта запланированы такие интересные и содержательные мероприятия как конференция «Я потомок своего рода», «Зɵɵхэйн наадан», «Түүдэгэй наадан».

Большим достижением стала победа в конкурсе Фонда Президентских грантов (проектант Долгорма Бальжурова) с проектом, направленным на создание в селе Санага этно коворкинга (ремесленные мастерские). Сумма гранта составляет 500 000 рублей.

Таким образом, сегодня деятельность БФ «Нэгэдэл»  всегда на виду. Вся республика, и не только, поддерживают деятельность фонда и интересуются его работой. Наряду с основной деятельностью фонд заботится и о своем добром имидже. У фонда сегодня есть своя символика: эмблема, гимн «Нэгэдэл», слова которой написаны поэтессой Сэсэгмой Гармаевой, музыку сочинила Светлана Санжитова.

Состав членов фонда с каждым годом расширяется, к команде присоединяются люди, которые хотят быть причастными к большому и доброму делу творения блага. Все члены команды «Нэгэдэл» работают на общественных началах, кто-то целиком и полностью погружен в работу фонда,  кто-то совмещает основную деятельность.  

Старшие друзья и единомышленники Николай Чимитович Шабаев, Юрий Ендонович Мандаганов, Зинаида Дамдиновна Бабуева, Цырен Цыренович Цыренов, Санжай-Ханда Долгоржаповна Дармаева, Борис Владимирович Тарбаев, Сэсэгма Ринчиновна Гармаева, Баир Валентинович Жамьянов, Бато Васильевич Мархаев всегда рядом, в любое время готовы помочь делом и добрым советом.

Развиваясь и обретая уверенность, фонд будет и дальше  творить добро, делая благотворительность эффективной, ведь фонд является посредниками между добрыми людьми и теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Деятельность фонда многогранна, поэтому будем рады видеть в наших рядах инициативных, творческих активистов, патриотов малой Родины, людей, неравнодушных к общественной деятельности. Присоединяйтесь, будем вместе творить добро!

                                                                                                  С.Д. Будаев, председатель Правления БФ «Нэгэдэл» «Вести Закамны», 2020 г.