История

Почему статуя будет установлена в  Санаге?

Многие задаются вопросом, почему именно Санага выбрана местом установки грандиозной статуи одного из самых почитаемых в буддизме бодхисаттв Арьябалы?

XXIV Пандидо-Хамбо лама Дамба Аюшеев, глава традиционной буддийской Сангхи России, при определении места для возведения статуи одного из самых почитаемых в буддизме бодхисаттв Арьябалы,  указал на склон горы Улаан-Зураа долины Мүнгэн добуун. Это место святой невидимой нитью связано с Эргэ-Бүргэ, колыбелью распространения  учения Будды по России первым Пандидо-Хамбо ламой Дамба-Даржа Заяевым. В свое время, отмечая избранность этой земли, Первый Пандидо Хамба лама Дамба-Даржа Заяев Санагу называл «Диваажинай орон» – местом  земного рая.

Действительно, в окрестностях санагинской долины на протяжении сотен лет наблюдается множество  чудодейственных проявлений. Һубарган уула, даруя детей и семейное благополучие, благоволит женщинам и молодым девушкам. Целебный источник Болхойн аршаан исцеляет  от многих недугов, укрепляет иммунитет и прибавляет силы. Многие теперь едут издалека, чтобы увидеть и поклониться чудодейственной силе божества Сагаан Замбала, символу  богатства и процветания. Сагаан Замбала помогает людям мудро распределять ценности, материальный достаток, освобождая их, таким образом, от забот и страхов. В местности Баруун-Yндэр бездетные поклоняются Эхын умай (чрево матери),  которая помогает бездетным семьям обрести потомство.

Завораживающее зрелище можно наблюдать на озере Дасанай Ехэ нуур. С недавних пор это место облюбовали лебеди, грациозные и величественные птицы, олицетворяющие возрождение, чистоту, благородство и мудрость. Прилетев ранней весной, они гнездятся здесь до глубокой осени. С каждым годом их поголовье становится больше. Согласно народной примете, лебеди селятся там, где тишина и спокойствие на многие годы. 

Мүнгэн добуун – территория Санагинского дацана, хранит множество тайн и загадок, разгадать которые еще предстоит и в будущем.  Свидетельством особого благоволения неба к санагинской земле является и то, что еще в далеком 1926 году на вершине горы Генин-Чембо (Дасанай хойто уула) произошло событие, важность которого неоценимо до сих пор. Досточтимый Нимбу hаарамба, известный сегодня во всем буддийском мире, пребывая тогда на родине, вместе с Ганжарбын гэгээн и Дармаа Лочо hаарамба провели посвящение Калачакры – «Дуйнхор Ван», сложнейшую практику, считающуюся вершиной буддийского мировоззрения. Это величайшее буддийское таинство имеют право проводить только избранные. Нимбу hаарамба считался великим знатоком тантры. Сегодня проводить  «Дуйнхор Ван» имеют право всего 3-4 человека в мире и только по благословению Далай-ламы.

Значение «Дуйнхор Ван» направлено на духовную устремленность людей, мир и единение, прославление ценности самосовершенствования. После проведения такого посвящения, на ближайшие 100 лет все живое вокруг этой земли считается очищенным и освященным. В  знак почитания  данного исторического события на склоне горы Генин-Чембо в 2008 году был возведен самый высокий в Бурятии красивейший  Дуйнхор субурган.

По историческим данным расцвет буддизма на санагинских землях связывают с именем досточтимого Хоршид гэгээна. Во время своего пребывания (1800-е годы) он сочинил религиозно-ритуальную оду «Солчит» («Хвалебная ода хаанам пяти гор Санаги»). В названном «Солчите» Хоршид гэгээн дал духам – хозяевам гор Санаги названия, которые бытуют и сегодня.

Для возведения дацана, согласно буддийским канонам, было указано место Мүнгэн добуун на родовых землях богача Таарасхая, в долине Номтогол. Этому предшествовали такие отличительные от других мест признаки как то, что это место окружено пятью священными горами, защитниками и хранителями мира, покоя местности. В реку Сэхир – главную водную артерию долины, впадают чистейшие воды  девяти горных  ручьев. Все богатства, которые они несут, задерживает Баатар хан и дарует жителям санагинской долины. На правой стороне местности Мүнгэн добуун располагается  озеро, которое сейчас известно как Дасанай Ехэ нуур. Большое значение имело и то, что население санагинской долины еще с  древнейших времен бережно хранило и почитало священную сутру «Жаадамба». Зурхайши тогда указали, что это то место, где люди готовы и могут принять и понять учение Будды. Ведь даже происхождение названия местности «Санага», согласно буддийским  канонам, рассматривается как «намоленная, очищенная мантрами земля». Слово «сан» означает «очищение» (арюудхаха), а слово «ага» – «мантра» (тарни).

Таким образом, с начала XVIII века свою историю начал один из старейших  буддийских храмов России – Санага-Булагский Даша-Пунцоглин дацан. В верхнем приходе Бурятии Даша-Пунцоглин дацан входил в число семи левобережных храмов Бурятии и считался вторым крупным после Тамчинского дацана. Сегодня Даша-Пунцоглин дацан известен всем как Санагинский дацан. 

Первый деревянный дуган освящен в 1825 году. Позже, в 1828 году, был построен большой белокаменный трехэтажный Согчин дуган, который в народе прозвали Сагаан дасан (Белый дацан). В последующие годы дацан стремительно развивался, вокруг главного дугана были возведены Чойрын, Дуйнхор, Дончит, Диваажин дуганы, при которых обучали хубараков и проводили хуралы. В разные периоды в дацане религиозную службу несли 900-920 священнослужителей. Ламы проходили подготовку и получали духовную степень гэбши и габжа.  Более талантливые продолжали обучение в Монголии, Тибете, Индии, где им присваивались  высшие духовные  степени.

Лама Нимбу Гунзенов учился более 10 лет в Баруун-чжу, где получил ученую степень hаарамбы. В истории буддизма он стал первым бурятом, получившим такое высокое звание. После него такого же звания достиг Дэмбүү  hаарамба, который остался жить в Тибете. Этим же званием наделен и Юсэдэйн  hаарамба.

В деятельности дацана видное место  занимала лечебно-медицинская практика. Послушники, проходившие курс тибетской медицины в дацанских школах, становились  эмчи-ламами.  Сегодня известны имена таких эмчи как Шоёной Ламажаб аграмба, Лубсан и Шойдон Бабуевы, Тогмидой Вандан, Дашанимын Дамдин и целая плеяда талантливых лекарей-маарамб из рода Дүжэрэйтэн. Характер болезни они определяли  по пульсобиению,  лечение проводили с помощью  различных методов. В своей практике использовали лекарства как растительного – тан, так и тун – животного происхождения. Препараты изготавливали сами же в Мамба-дугане. Эмчи-ламы не только лечили, но и искусно оперировали, удаляли опухоли.

Ламы, окончившие школу астрологов, становились зурхайши. Среди них наиболее известен зурхайши-лама Лубсан-Яндаг Банзаракцаев. За три года до начала репрессий он уже предвидел гонения на религию. Тогда он изучил и вычислил личную астрологию более 500 лам Санагинского дацана. Тем самым он спас жизни многих молодых лам, успев отправить их домой. Лубсан-Яндаг лама в точности предсказал как разрушение дацана, так и его восстановление, и дальнейшее развитие.   

При дацане проводились мистерии Цам – ритуальные танцы. В библиотеках хранились священные тексты, которые печатались здесь же. Издавались произведения устного народного творчества, исторические хроники, родословные записи. Ламы, которые заканчивали обучение в больших монастырях Монголии и Тибета, привозили с собой священные сутры и ценные статуэтки. Дацан имел бесценные богатства — предметы, одежда, атрибуты религиозного культа, составлявшие памятник старины бурятского народа. В Мааниин дугане была установлена большая позолоченная бронзовая статуя бодхисаттвы Арьябалы.

На  пожертвование  богача Ошорой Тубаан  из села Утата местные и китайские мастера  возвели Джарун-Хашор субурган. Для возведения этого субургана Ошорой Тубаан перегнал в город Иркутск собственный скот.  Он сдал 120 голов крупного рогатого скота – волов. Живой вес каждого составлял более 700 кг.  Если считать по нынешним меркам, то на возведение субургана им было пожертвовано более 10 млн. руб.

Когда религия была объявлена опиумом для народа, было сфабриковано так называемое «санагинское дело». В январе 1930 года началась широкая кампания против духовенства этого дацана. Было возбуждено уголовное дело на 100 человек, из которых осуждено 74. Прежде всего, арестовывали самых просвещенных лам, которые имели огромное влияние и авторитет среди населения.  Их обвиняли в антигосударственной деятельности, в шпионаже. Этапом отправляли в Иркутскую, Верхнеудинскую, Кяхтинскую тюрьмы. Ламы, избежавшие расстрела и чудом оставшиеся в живых, в невыносимых условиях погибали в лагерях ГУЛАГа, в Красноярском крае, на Колыме, на строительстве Беломорканала, о чем до сих пор говорят: «Хоёр далай холболгын ехэ барилгада хосороо». Оставшихся на родине лам привлекали к принудительным работам. В тяжелейших условиях они строили дороги и мосты: Санага – Цаган-Морин, Далахай – Сонгино, Удалха – Темник, Санага – Цакир.

Из дацана были вывезены все ценности, многое предали огню. Лишь малая частица попала в музеи и хранилища. Здания были разобраны и перевезены, а главный храм – Согчин дуган был взорван.

В начале 90-х годов началось движение по восстановлению дацана. Согласно предсказанию Дүжэрэй ноёна, дацан был восстановлен «усилием человека, родившегося единственным ребенком в семье» спустя 60 лет. Этим человеком явился Ринчин Дулмаевич Зундуев, который впоследствии стал первым настоятелем восстановленного дацана.

Таким образом, в августе 1991 года состоялось освящение Санагинского дацана, возрожденного первым из числа всех разрушенных дацанов Бурятии. В августе 2018 года освящен новый Согчин дуган – главный храм, построенный по раннему проекту.

Сегодня Санага – одно из самых крупных бурятских сел не только Закаменского района, но и  Республики Бурятия. Расположено на левом берегу реки Сэхир (Цакирка) в 78 км. к северо-западу от города Закаменск. В непосредственной близости от села (с западной стороны – 32 км., с юго-западной – 22 км.) проходит государственная граница с Монголией. Расстояние от Санаги до города Улан-Удэ по автомобильной дороге составляет около 500 километров.

Происхождение названия села имеет несколько версий. По одной из них – Чингисхан, великий полководец, основатель Монгольской империи, проезжая по санагинской долине, оставил здесь ковш. Второе: сайн нуга – благодатная долина. Третье: саадын гол – отдаленный край.

По документам еще в 1912 году Кяхтинское отделение Русского географического общества во время экспедиции по руслу реки Джида, дойдя до Ключевского казачьего караула, в своих заметках отметили её как дальнее селение «Цанага».

Существует ещё одна версия о происхождении названия села, связанная с эвенкийским толкованием как «Санага» – «горы, покрытые снегом».

С далеких времен Санага известна как богатая долина с обширными пастбищами, чистыми полноводными реками, а ее недра богаты кладовыми золота, серебра, платины, нефрита и других полезных ископаемых. Высокие заснеженные горы,  густые таежные дебри, сказочно красивые поля всех цветов радуги поражают взор своей первозданной красотой и оставляют неизгладимые впечатления.

С пяти сторон долину окружают священные горы Баатар хаан, Хаан Хурмаста, Ринчин хаан, Генин-Чембо, Һубарган уула, даруя защиту, мир и благоденствие. Баатар хаан является заступником военнослужащих, оберегает от возможных неприятностей, укрепляет дух, придает храбрость и уверенность. Хаан Хурмаста – владыка грозы и молнии, оберегает село от града, засухи и наводнений. Ринчин хаан (Буха-Ноён баабай) покровительствует плодовитости крупного рогатого скота и дарует изобилие. Генин-Чембо уула является покровителем учения, Һубарган уула – благоволит женщинам и детям, дарует здоровье.

Овеянный легендами и преданиями глубокой старины, уникальный памятник природы – гора Уран Дүшэ с окружающим ее природным комплексом по праву  считается одним из величайших чудес всей Бурятии. Существует легенда о том, что хозяевами Уран Дүшэ являются 99 небесных дарханов, которые через каждые 9 дней спускаются на эту гору и занимаются кузнечным делом. Только избранным людям они передают секреты своего мастерства. И поэтому, наверное, Санага славится своими мастерами-дарханами, известными по всей стране, самобытными народными талантами – учеными, поэтами, певцами.