Первомайка и Инкур
Отчетливо просматривается сквозь годы недооценка Джидинского месторождения теми, кто в свое время отвергал большую Джиду. Жизнь убедительно поправила их. В конце 1937 года старый старательский способ снова стал одним из важных. Старательская добыча была проще и не требовала больших затрат. Но это отрицательно сказывалось на эффективной отработке месторождения. По данным вольфрамовой геолого-поисковой экспедиции за 1940 год, прямые потери металла от старательской добычи составляли 20-25%. Практическое извлечение вольфрама на лотках и старательских бутарах составляло 40-45%, в то время как извлечение на сталях и механизированных бутарах — 60-65%. Один из участков на Инкурской россыпи показал, что подсчитанные запасы по лотковым пробам дали запасы в 3,5 раза меньше, чем запасы, подсчитанные по химическим пробам.
Тем не менее уже в 1938 году принимались решительные меры по увеличению добычи металла. Почти вся добыча на Инкуре проводилась на механизированных бутарах с установкой концентрационных столов. Широко применялись парооттайки и взрывные работы на вскрыше и добыче песков, экскаваторы на погрузке, вагонетки и автомашины на транспортировке.
Впервые мотовозы и самоопрокидывающиеся вагоны «Вестерн» пущены в эксплуатацию в 1938 году на первом механизированном участке №5. В этом году здесь же произведен первый массовый взрыв на выброс. Из 18 000 кубометров взорванных торфов около 10 000 кубометров выброшено на левый склон горы.
В мае 1940 года начал действовать молибденовый рудник, названный Первомайским. В 40-е годы погрузка и откатка горной массы в карьере рудника осуществлялись вручную в вагонетках до перегрузочных бункеров. Перевозка руды до обогатительной фабрики, вскрыши в отвал от перегрузочных бункеров производились автомашинами. Комбинатом приобретен новый электрический экскаватор с ковшом емкостью 0,75 куба для погрузки молибденовой руды. Сданы в эксплуатацию временное отделение крупного дробления руды и бремсберг на руднике Первомайском. Организована перевозка молибденовой руды по узкоколейной железной дороге.
В 1951 году приобретен первый электрический экскаватор типа СЭ-3 с ковшом емкостью 3 кубометра для погрузки горной массы в карьере.
Сданы в эксплуатацию в 1955 году бытовой комбинат и ремонтно-механическая мастерская на руднике Первомайском, а в 1958 году — новое отделение крупного дробления руды и подвесная канатная дорога длиной 7,2 км. На перевозке горной массы в карьере применяются автосамосвалы грузоподъемностью 10 тонн.
В 50-х годах на комбинате была в основном завершена механизация подземных работ. Конная и ручная откатка заменены электровозной, внедрены пневматические погрузочные машины. Между рудником Первомайским и обогатительной фабрикой начала действовать подвесная канатная дорога. На открытых работах комбинат внедрил экскаваторы ЭКГ-4, 12тонные самосвалы КРАЗ-256.
В 1963 году сдана в эксплуатацию главная вентиляторная с калориферной установкой на устье штольни.
С.И. Жаркой, начальник рудника Инкур с 1995 по 1997 год, работал как на руднике Первомайском, так и на Инкуре с 1968 по 1997 год. Начинал он помощником машиниста экскаватора, хорошо знал горняков, рядовых и руководителей. На него легла и нелёгкая ноша по закрытию рудника и демонтажу оборудования в связи с остановкой и ликвидацией комбината.
Конец 60-х годов можно охарактеризовать как этап доработки и закрытия карьера по добыче молибдена и в целом рудника Первомайского. И одновременно началась отработка открытым способом штокверкового вольфрамового месторождения и образование рудника Инкур. Это потребовало ввода новых мощностей и увеличения производства вскрышных работ и уровня добычи руды.
Доработка молибденового карьера сопровождалась трудностями в связи с сокращением вскрышных работ и ведением добычи руды с нижних горизонтов сдвоенными, даже строенными уступами: вместо 10 метров 20-30 метров высоты. При этом параметры рабочих площадок и подъездных путей не соответствовали требованиям правил безопасности. Часто дождевые воды быстро заполняли нижние выработки. Так, в 1971 году из-за быстрого прилива воды экскаватор СЭ-3 был полностью затоплен.
Горняки понимали, что на переход с молибденового на вольфрамовый цикл работы потребуется время. И делали всё, чтобы молибденовая руда поступала на обогатительную фабрику до того момента, когда в необходимых объемах начнёт поступать вольфрамовая руда. В то время как никогда велика была роль машинистов экскаватора. И такие мастера, как И.П. Островский, И.И. Путин, В.П. Трубников и другие проявляли настоящий героизм. Бывало, на площадку обрушивался забой из негабаритной руды и буквально разрывал ковш экскаватора. На последних узких уступах-площадках вели буровые работы бурильщики И.А. Полютов, Я.А. Брыков, М.П. Карпухов, производили заключительные взрывные работы взрывники Л.Н. Арембовский, Г.П. Шелкунов, Ц.Д.-С. Базаров, С.И. Путин. Бесперебойно снабжали канатно-подвесную дорогу (КПД) дробленной рудой работники отделения крупного дробления, руководитель А.И. Суппес, дробильщики И.К. Пирогов, А.В. Лосов и многие другие. Поддерживала в рабочем состоянии горное оборудование бригада слесарей во главе с бригадиром А.Т. Чигарёвым, механическая служба главного механика И.А. Павлова, механика участка И.А. Лалетина.
Тем временем к руднику Инкур была проведена автодорога, велись масштабные буровзрывные работы. Причём дорога за счёт рационализации проекта обошлась значительно дешевле, а бригады бурильщиков и взрывников под руководством начальника горного участка Г.М. Кулакова произвели массовый взрыв породы объемом свыше 100 тысяч кубометров горной массы с применением более 800 тонн взрывчатки.
За короткий срок на руднике Инкур были проведены монтажные работы и освоено новое оборудование (буровые станки шарошечного бурения 2 СБШ-20, экскаваторы ЭКГ-4,6 Б), отработана технология горных работ. Рудник начал набирать обороты по вскрыше и по выдаче руды. Особое внимание уделялось отработке богатых рудных участков, где руда выдавалась с наименьшими затратами.
В последствии для увеличения производительности карьера и замены устаревшего оборудования рудник получил за короткий срок три буровых станка СБШ-250, четыре экскаватора марки ЭКГ-4,6Б, и ЭКГ-5. Для производства работ по перемещению грунта начали применяться бульдозеры ДЭТ-250, а на перевозке горной массы 27 и 40-тонные карьерные самосвалы БелАЗ.
В дробильном отделении была смонтирована вторая дробилка крупного дробления, построен корпус среднего дробления, узел для погрузки руды в автосамосвалы. Реконструировалась канатно-подвесная дорога, был механизирован ручной труд при погрузке и разгрузке руды.
Одним из этапных моментов в становлении рудника Инкур стали изыскания наших специалистов по совершенствованию взрывных работ и усреднению руд по качеству с участием работников отраслевой науки. В результате была образована единая буровзрывная бригада А.А. Шагдурова в составе А.К. Федосеева, В.А. Калуцкого, Ю.К. Москвитина, А.К. Пнёва, добивавшаяся больших успехов в качественном дроблении горной массы при взрывах. Это благоприятно сказывалось на эффективности этих всех последующих технологических работ вплоть до выхода вольфрамового концентрата.
За все годы существования рудника Инкур многие его работники стали незаменимыми в своём деле специалистами. Это машинисты экскаватора братья Алексей и Николай Десятовы, Анатолий и Владимир Тугариновы, А.Ф. Ваганов, Н.Г. Михайлов. Группа ремонтников во главе с бригадиром И.А. Карюкиным и механиком Н.А. Фроловым постоянно поддерживала оборудование в исправном состоянии
Горные мастера Г.Ф. Березкин, В.В. Жулябин и В.В. Ручевский надёжно организовывали и контролировали ход работы в сменах и на участках. Днём и ночью обеспечивали обогатительную фабрику рудой работники канатно-подвесной дороги Д.Д. Побоков, В.И. Преловский, В.В. Жеравин, Ю.В. Пакулев, А.П. Зитев, С.Ф. Анисимов, В.П. Викулин, Д.А. Козлитин и другие.
Вснёс свой вклад в трудовые достижения рудника Инкур и коллектив автобазы №2 автотранспортного цеха. Водители А.С. Ибрагимов, П.П. Кожевин, Ф.Н. Исаков, М.И. Полютов не только исправно перевозили руду, но и вносили рацпредложения по улучшению автодорог и подъездных путей.
Высокими правительственными наградами были отмечены многие заслуженные горняки Инкура. Звездой Героя Социалистического труда был награжден машинист экскаватора А.Ф. Ваганов, орденом Ленина — начальник КПД Б.Ш. Аюров, орденом Дружбы народов — горный мастер Г.Ф. Берёзкин, кавалерами двух орденов Трудовой Славы стали горняки А.А. Шагдуров, А.К. Федосеев, А.С. Кондаков. Многие другие работники получили за самоотверженный труд ордена, медали и почётные знаки.
В 1980 году единственным средством поддержания объема выпуска товарной продукции, использования производственных мощностей комбината стало быстрейшее освоение и дальнейшее увеличение мощностей по добыче и переработке руды Инкурского месторождения. По предложению руководства комбината и в соответствии с заданием, выданным министерством цветной металлургии СССР от 28 февраля 1975 года, институтом «Сибцветметниипроект» разработано технико-экономическое обоснование увеличения мощности Джидинского комбината на базе Инкурского месторождения, которое в марте 1980 года утверждено Министерством цветной металлургии СССР. В 1981 году институт «Сибцветметниипроект» начал разработку технического проекта расширения Джидинского комбината.
Первым этапом реализации расширения Джидинского комбината было расширение Инкурской фабрики №1 с целью увеличения объемов переработки руды для компенсации выбывающих мощностей Холтосонской обогатительной фабрики. В технико-экономическом обосновании были предусмотрены мероприятия, предотвращающие загрязнение естественных водоемов.
В 1991 году, спустя 50 лет со дня образования своего подразделения, начальник рудника Инкур (ранее Первомайского) В. Еранский говорил: В 1973 году была закончена отработка Первомайского молибденового месторождения. Рудник получил новое наименование — Инкур. По мере изобретения и выпуска новой горной техники шло техническое перевооружение и оборудование рудника Инкур. В настоящее время в карьере используются лучшие образцы отечественного горнотранспортного оборудования. Это, прежде всего, экскаваторы ЭКГ-4,6 и ЭКГ-5, буровые станки СБШ-250МН, бульдозеры ДЭТ-250, автосамосвалы БелАЗ-540 и Бел Аз-548. Планомерно завершается реконструкция канатно-подвесной дороги, начатая в 1979 году с целью увеличения её производительности и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Произведена реконструкция дробильного отделения с установкой конусных дробилок среднего дробления.
За последние 15 лет проведена большая работа по совершенствованию технологии ведения горных работ. Были освоены взрывы в зажатой среде с сохранением структуры массива, что позволило позднее извлекать руду. Совместно с Фрунзенским политехническим институтом были проведены работы по районированию карьера по взрываемости, по организации усредненного склада.
Развитие рудника сопровождалось непрерывным ростом повышения квалификации рабочих и ИТР. Два-три десятилетия назад были широко известны имена экскаваторщиков А.И. Аскандярова, И.В. Перевалова, И.П. Островского, В.П. Трубникова, И.И. Бутина, А.Т. Чигарева, А.Ф. Ваганова, В.Г. Шульгина; машинистов буровых станков братьев Яковлевых, А.Е.Назарова, И.А. Полютова, М.Т. Карпухова, Я.А. Брыкова, С.И. Бутина, Ф.М. Попова; взрывников Л.Н. Арембовского, Р.Н. Якимова; дробильщиков А.А. Лосева, И.Г. Просолова, Р.Н. Тихонова, Е.И. Янцен; слесарей М.А Гаврилова, М.И.Миронова, И.Л. Карюкина; рабочих канатно-подвесной дороги В.Ф. Пакулева, В.И. Преловского, Д.Д. Побокова, Б.Ш. Аюрова, А.П. Зитева и многих, многих других передовиков производства, которых мы с уважением вспоминаем.
Ветераны труда Н.А. Фролов, М.М. Сороковикова, В.И. Богословский, А.С. Кондаков, С.И. Жаркой, А.М. Сисенков, В.В. Жулябин, Ю.Г. Фадеев, Н.И. Васильев, А.К. Федосеев, А.П. Зитев, Д.А. Козлитин, В.Г. Калмынин, А.А. Лещинский.
Вольфрамовая жемчужина страны: исторический очерк / авт.-сост и ред. Н.Н. Дабалаева