Транспортный цех

Транспорт комбината стал развиваться с газогенераторных автомобилей ГАЗ-432 и ЗИС-21. На них перевозились только технологические грузы и продовольствие со станции Джида. Руда с рудника Первомайского на фабрику, перевозка и трелевка леса, горная масса из подземных выработок, подвоз воды на буровые станки, полевые работы в совхозах, обеспечение жизнедеятельности всех цехов по доставке внутрицеховых грузов, обеспечение жизнедеятельности жилых поселков и строительных объектов — на лошадях и рабочих волах.

С восторгом встречали первый автомобиль, пробившийся на прииск к 1 мая 1935 года, первый паровой экскаватор, мотовоз и вагоны «Думпкар», доставленные летом этого же года. Это был настоящий праздник для всего коллектива. Позднее комбинат получал ещё не один экскаватор или другой механизм, но в памяти ветеранов запомнился именно этот момент, когда в глухомани, в которой кроме выстрела охотника или крика зверя не раздавалось никаких звуков, вдруг послышался лязг металла и шум работающего двигателя.

Был создан небольшой автотранспортный цех, и на тракте уже работали до 25 автомобилей и сильный гужевой транспорт, который еще длительное время наряду с автотранспортом играл важную роль в развитии комбината. Работник Джидастроя тех лет Иван Березкин вспоминал, как ему доводилось в ноябре 1934 года принимать в Улан-Удэ вольфрамовый концентрат, доставленный на 160 подводах.

Несколькими месяцами позже после поступления первого автомобиля на вскрыше был впервые применен первый паровой экскаватор «Ковровец» с емкостью ковша в 0,75 кубометра, работающий на дровах. Первым машинистом экскаватора на Инкуре стал приехавший с Ковровского завода специалист по сборке М. Медведев. Его первыми последователями стали Трубников, Каторкин, Ионов и другие. Начал формироваться коллектив механизаторов, появилась ремонтная база, налаживалась служба главного механика под руководством опытного механика Заикина.

Начальником автотранспорта был назначен летчик Егоров. Он первым в 1936 году проложил трассы Джидастрой — Улан-Удэ и Джидастрой — Иркутск.

На исходе 1937 года обстановка на Джидастрое сильно осложнилась по причине срыва в работе автотранспорта из-за отсутствия запасных частей и резины. Часты были и смены руководства Джидастроя.

Вскоре руководить автотранспортом предложили Я.Г. Лысенко. По воспоминаниям ветерана, это был один из самых трудных периодов в его работе. Но большую помощь ему оказали опытные автомобилисты, такие как Ветошников, Эглит, Массей. Особой гордостью коллектива были и кадровые водители, такие как Уколов, Скороход, Ефимов, Филимонов, Фомин, Вагин, Пугачев, Волков, Шадымов. Это они на тихоходных ЗИС ухитрялись делать по десять-двенадцать рейсов в месяц.

К этому временит автопарк Джидастроя насчитывал свыше 150 единиц. Но по-прежнему оставались острыми проблемы автотранспорта, топлива.

Во второй половине войны от королевского двора Великобритании поступила на комбинат партия грузовых автомобилей марки «Додж» и от американцев партия грузовых автомобилей повышенной проходимости и грузоподъемности марки «Студебеккер». Это значительно облегчило транспортную проблему при перевозке руды и трактовых грузов.

Спустя десятилетия на перевозке горной массы в карьерах рудника Инкур и шахты Сонгино, по трассам района работают мощные современные машины.

Большой вклад в развитие транспорта Джидинского комбината внесли Л.Н. Михайлов, П.Н. Шеховцев, Л.И. Сидоров, А.П. Бадерин, И.И. Еникеев, Ф.Н. Исаков И.А. Семейкин, Я.К. Перденков, Я.К. Сапрыкин, Т.А. Баландин, В.Б. Бандеев, И.Н. Антипов, Г.Ф. Яньков, Н.Ш. Гармаев, М.И. Шелкунов, А.Н. Яковлев, С.С. Фролов, А.И. Балдаков, Ю.Д. Ворожбицкий, А.А. Кеер, П.Г. Никонов, П.В. Кириллов, И.В. Москвитин, А.М. Соколов, Г.К. Теличко, Б.Р. Эглит.

В связи с постоянным обновлением автомобильного парка в цехе и большой удаленностью от ремонтных заводов острой необходимостью было создание собственной ремонтной базы. В 1953 году было закончено строительство нового здания для авторемонтных мастерских. За прошедшие годы коллективом этого участка освоен капитальный ремонт практически всех типов автомашин, находившихся в эксплуатации в автоколоннах цеха, освоены различные способы восстановления деталей и узлов. Большой вклад в развитие ремонтной базы с начала ее становления внесли ветераны труда А.А. Плюснин, Ц.Ш. Дашеев, Ф.Ф. Краус, М.И. Амелина, Д.П. Федосеева, А.С. Шелков, В.П. Пуров, Н.В. Назимов, П.П. Ловцов и многие другие.

Наряду с развитием материально-технической базы в цехе производится определенная работа по совершенствованию организации труда. Основной упор здесь делается на бригадную форму организации труда, охват которой составлял 76,6 % от общей численности трудящихся. Из 25 бригад цеха шесть работают по единому наряду и 4 бригады — с применением коэффициента трудового участия при распределении заработка и премии. Был внедрен бригадный подряд в бригадах водителей, работающих на вывозке горной массы, мазута и хлыстов.

Проводимая работа сыграла основную роль в успешной деятельности транспортного цеха. В начале 80-х годов план по основным показателям выполняется на 107,5%, что составляет опережение по выполнению плана на 71 день; по тонно-километрам — на 106,8%. Производительность труда составляет 103,2%. Устойчиво трудятся коллективы всех участков цеха. Автоколонна №1 (начальник Б.И. Тугаринов, партгрупорг Н.В. Кузьмин) опережает выполнение плана на 183 дня, автоколонна карьерного транспорта (начальник Т. Данзанов, партгрупорг Н. Зайцев) — на 99 дней. Автоколонна №4 (начальник В.Г. Егоров, партгрупорг В.И. Чертков) — на 148 дней, колонна средств механизации (партгрупорг Д.Д. Баландин) — на 75 дней, авторемонтные мастерские (начальник А.И. Попов, партгрупорг А.Э. Гырылова) — на 27 дней.

Коллективом цеха собственными силами построен склад запасных частей, бытовое помещение в автоколонне карьерного транспорта, гостиница для отдыха водителей в с. Харацай, гараж для бульдозеров на руднике Инкур. Строительно-монтажным управлением построен профилакторий для ежедневного технического обслуживания автомашин с механизированной мойкой в автоколонне №1 и гараж для тяжелой техники в колонне средств механизации.

В честь 50-летия образования Джидинского комбината в цехе широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий 4-х лет одиннадцатой пятилетки. Инициатором соревнования выступил коллектив бригады водителей автомашин БелАЗ-540, которой руководил депутат Верховного Совета Бур. АССР В.И. Тугаринов. Бригада приняла на себя повышенные социалистические обязательства — выполнить план четырех лет за три года и 8 месяцев. И этот коллектив трудится с опережением выполнения плана на 113 дней. Почин передовиков производства подхвачен многими коллективами участков и бригад цеха. В первых рядах инициаторов соревнования водители В.К. Иккес, И.Я. Акулов, В.В. Кузьмин, М.В. Перелыгин, С.П. Тальцев, Л.Т. Логинов, А.Г. Плотников и И.Ф. Бутин; ремонтники А.Я. Руш, А.К. Десятов, Н.Н. Русанов, Н.Н. Павлов, Е.И. Карнаков и А.Ф. Краус, механизаторы П.С. Харламов, В.Н. Жидков и многие другие.

Транспортники на протяжении всех десятилетий своевременно обеспечивали цеха комбината всеми видами перевозок.

Вольфрамовая жемчужина страны: исторический очерк / авт.-сост и ред. Н.Н. Дабалаева

Чем сильна бригада? [Текст] = [Из опыта работы автослесарей участка №2 транспортного цеха] / Л.Семенова // Знамя труда — Закаменск, 1985. — 19 ноября — 3 Стр.
Преодолевая трудности [Текст] / Н.Копылов // Знамя труда — Закаменск, 1982. — 30 октября.
Сознавая свои задачи [Текст] = [Завтра день работника автомобильного транспорта] / Н.Копылов // Знамя труда — Закаменск, 1980. — 25 октября.
Трудовой рейс.[Текст] / В.Суппес. А. Бутин // Знамя труда — Закаменск, 1986. — 11 сентября.
Дисциплина — резерв немалый [Текст] / Л.Казак // Знамя труда — Закаменск, 1985. — 18 июня.
Заботы каждого дня [Текст] = [Рассказ о депутате] / Г.Фомин // Знамя труда- Закаменск, 1983.
Не останавливаться на достигнутом [Текст] / Н.Копылов // Знамя т руда — Закаменск, 1986. — 25 октября.
Трудное счастье [Текст] = [Рассказы о ветеранах] / Б.Цыденов // Знамя труда — Закаменск,1987. — 26 марта.
Надежно обеспечивать перевозки [Текст] / Н.Копылов // Знамя труда — Закаменск, 1987 — 24 октября.