Аттестация библиотекарей сельских поселений

Сегодня характер и содержание библиотечного труда, и, соответственно, требование к профессии, кардинально меняются. В этих условиях получить объективную картину состояния кадров возможно через проведение профессиональной аттестации сотрудников. Данная форма способна оперативно, при минимальных затратах показать общую картину деятельности как отдельно взятого сотрудника, так и всего коллектива в целом.

Планируя очередную аттестацию сотрудников, перед нами не стояла задача   выявления соответствия или несоответствия работников занимаемой должности. Мы ставили несколько иную задачу — определить необходимость повышения квалификации и стимулировать целенаправленное непрерывное повышение уровня профессионального и личностного роста.

 Разрабатывая Положение об аттестации, нами были продуманы 5 этапов его прохождения: в апреле — компьютерное тестирование на знание нормативно-правовой документации по организации библиотечного обслуживания населения; в июне — тестирование «Библиотекарь читающий» на знание авторов, книг и литературных  персонажей; в сентябре – выполнение практических заданий на знание методики библиотечной работы и организации библиотечной деятельности; в апреле-июле и сентябре-октябре – аттестация рабочих мест; в ноябре – итоговое собеседование с защитой творческого задания. Итого временной период аттестации длился с февраля по ноябрь 2019 года.

На первом семинаре в феврале, посвященном вопросам и порядку прохождения аттестации, каждый аттестуемый выбрал для себя творческое задание, которое необходимо было выполнить к итоговому собеседованию. Все творческие задания были определены с учетом работы над материалами Летописи своего поселения. К примеру, кроме типичной работы над систематизацией и пополнением папочного материала одни из  библиотекарей должны были перевести свою Летопись в электронную версию  в программе Microsoft FrontPage, другие — оформить материалами страничку своей библиотеки на сайте ЦБС, третьи — издать книгу по материалам Летописи. Определившись с творческим заданием, каждый в течение нескольких месяцев продумывал пути его выполнения.

 Далее в рамках данной аттестации были проведены исследования  личностных и профессиональных компетенций библиотекарей. Предваряя аттестацию, было проведено анкетирование «Профессиональная деятельность сельского библиотекаря». Оно показало, что библиотекари, несмотря на трудности, стремятся к повышению своей квалификации. Специалисты, недавно работающие в библиотеке, крайне нуждаются в методической поддержке и сопровождении. Поэтому следует принять во внимание возникающие проблемы в профессиональной деятельности библиотекарей.

 На первом этапе проведено компьютерное тестирование на знание нормативно-правовой документации по организации библиотечного обслуживания населения. В нем приняло участие 21 человек. Библиотекари были поделены на 2 группы.  В первую группу вошли специалисты с профильным образованием, специалисты с большим стажем работы в библиотеке. Во вторую группу были включены начинающие библиотекари.  В зависимости от состава группы, библиотекари отвечали на вопросы разного уровня сложности. По первой группе были получены следующие результаты:  в двух тестах библиотекарями было набрано от 10 до 19 баллов. Средний балл составил 14,3 единицы. По второй группе  результаты оказались лучше: было набрано от 13 до 20 баллов. Средний балл: 16,7 единиц. Больше всего баллов было получено в вопросах, непосредственно касающихся ежедневной работы библиотекаря. Сложными показались вопросы по структуре книги, по форматам печатных изданий, информационным ресурсам, инструкциям и нормативно-правовым актам.

 Второй этап включал тестирование «Библиотекарь читающий» на знание авторов, книг и литературных  персонажей. Тестирование проводилось в июне 2019 года. На 20 вопросов теста отвечали 19 библиотекарей сельских поселений. Основной целью стало выявление уровня знаний сельскими библиотекарями художественных книг и профессиональных изданий, писателей и литературных персонажей. Результаты тестирования показали, что меньше половины всех баллов набрали 5 человек, от 10 до 15 баллов — 10 человек, от 16 до 19 баллов — 4 человека. Максимальное количество баллов не было набрано. Отметим, что данное тестирование хоть и не отражает реального уровня знаний человека и его начитанности, все же  те, кто набрал большое количество баллов — это люди читающие и понимающие литературу. 

В дополнение ко всему библиотекарям было предложено ответить на вопросы анкет «Досуговое чтение библиотекаря» и «Чтение в профессиональной среде».

Исследование личностных и профессиональных компетенций показало, что библиотекари в большинстве своем разносторонние, современные люди.  Несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, в том числе и у библиотекарей, наши специалисты, в своем большинстве, читают. Чтение их разнообразно: от классики до новинок литературы, от чтения специальной литературы до периодических изданий. Высок интерес к профессиональному чтению.

 Обязательным условием стал этап прохождения аттестации рабочего места, где библиотекари показывали свою работу на местах. За основу был взят подход Национальной библиотеки Республики Бурятия к проведению экспертно-аналитических обследований муниципальных библиотек. Во время аттестации рабочих мест были проверены такие показатели библиотечной деятельности как наличие нормативно-правовых документов, ведение учетных документов, оформление Летописи сельского поселения, выставочная деятельность, социальное партнерство, повышение имиджа библиотеки в местном сообществе.

 На одном из этапов аттестуемые выполняли такие практические задания на знание методики библиотечно-библиографических знаний как разработка креативных книжных разделителей на документный фонд своей библиотеки, составление путеводителя о достопримечательностях своего поселения, подготовка рекомендательного библиофреша интересных статей об опыте работы других библиотек, проведение социологического опроса среди населения и т.д.

На практике такой дифференцированный подход позволил на основе объективной оценки уровня знаний, умений, теоретических и практических навыков, детального анализа результатов трудовой деятельности работников, определить наличие у них достаточной квалификации, деловых качеств, творческой самостоятельности.

Итоговое собеседование с защитой творческих заданий прошло 26 ноября 2019 года в Межпоселенческой центральной библиотеке. В составе аттестационной комиссии были: председатель комиссии – главный библиотекарь научно-методического отдела ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия» В.А. Трончеева, заместитель председателя комиссии – директор МБУК «Централизованная библиотечная система»  МО «Закаменский район» Л.Н. Ардаева, члены комиссии –  заведующая научно-методическим отделом ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия» Э.С. Очирова, главный библиограф научно-методического отдела ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия» Н.А. Ермолова, начальник МКУ «Отдел культуры» МО «Закаменский район» Д.С. Гармаев,  директор МБУ «Районный центр культуры и творчества» Л.Ф. Будаева, член районного профсоюзного комитета работников культуры, директор МАУ ДО «Закаменская детская школа искусств» В.А. Будаева, начальник отдела по работе с общественными объединениями администрации МО «Закаменский район» Б.В. Осодоев, секретарь комиссии — специалист по учетно-хранительной документации ЦБС С.С. Батуева.

По итогам аттестации Летописи сел Дутулур, Баянгол, Цаган-Морин, Санага представлены в программе Microsoft FrontPage. Библиотекарем сельского поселения «Шара-Азаргинское» В.Ц. Будаевой дополнен сайт села интересными материалами из Летописи. Благодаря инициативе Н.Р. Цыденовой издана  книга «Захааминай хүрхүүд изагууртанай угай бэшэг» (авторы А.Ш. Норбоев, А-З.Ж. Тудунов), посвященная родословной села Хамней. История сел Цакир, Усть-Бургалтай, Харацай, Хуртага  представлена на страничке сельских библиотек сайта ЦБС. Библиотекарями Д.Д. Жигжитовой и Е.Д. Дахалаевой подготовлены к изданию книги: «Книга Памяти села Бургуй» и «Михайловка – Цэжейский край».

Анализируя каждый этап аттестационного периода, конечно же, были выявлены и слабые стороны методического сопровождения, и изначально некоторое равнодушие самих работников, недостаток профессиональных знаний и даже нежелание самообразования. Но в течение аттестационного периода, выполняя те или иные задания, отношение библиотекарей к аттестации изменилось. У многих появилось чувство ответственности и желание довести начатое дело до конца. Весь период аттестуемые тесно общались со своими кураторами, что, несомненно, в последующем будет положительно влиять на их дальнейшую совместную деятельность. На итоговом собеседовании определенно был виден результат проведенной работы как в выполнении творческого или практического задания, так и в работе над собой.

По результатам аттестации все аттестуемые соответствуют занимаемой должности, семеро из них заслуживают поощрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.